<<< Назад
Славянский мир. Время женской силы – именно сейчас! Всегда ли черное – зло?
Не время играть майскую свадьбу! Кто такая  Лада? И что у нее за праздник 23 мая? Почему человек счастлив? Гадание на желание.
Славянские рубахи - носить или не носить? Светлый и тёмный мир. Славянские свадебные обычаи.
Славянские наузы: здоровье, сплетенное руками. Осенние деды — праздник древних славян. Краткий обзор славянских календарей.
Колядки. Праздник или так, повод отдохнуть?  

 

Колядки.

:«В день начала года перед Богом все равны», говорится в старинной славянской поговорке, и это, наверно, так и есть. Тот волшебный миг, когда прошлое над нами больше не властно, а будущее неизвестно и все мы равны в своём праве на счастье. Такой день один раз в году просто необходим, я думаю. Но имеет ли значение, когда наступает долгожданный Новый год?

Для кого как. Для тех, кто в старинных славянских обычаях находит и смысл, и извечную гармонию с природой, новое лето наступает, конечно, не тридцать первого декабря. Осенью или весной, это уж как душа просит. Тем не менее, есть чудесный зимний славянский праздник — праздник молодого Солнца, праздник солнечного Бога Коляды. Время, когда, по старинным поверьям, умирает старое Солнце и рождается новое, молодое. Когда один солнечный Бог, мудрый Авсень-Световит отдаёт право на управление новым счастьем Коляде, Богу молодого Солнца.

И приходит к славянам радость праздника колядки в день зимнего солнцестояния. Начинают славяне колядовать да петь колядки песни.  С нами это произойдёт двадцать первого декабря, в три минуты двенадцатого ночи. В этой статье я, опираясь на достоверные источники, расскажу, откуда пошли русские колядки, как праздновали раньше праздник колядки, праздник Коляды. 


Как связан праздник колядки с Солнцестоянием?

Вот, например, Александр Сергеевич Фаминцын, в своём труде «Божества древних славян» (1884 г) писал, что в древних летописях есть Боги, чьи имена совпадают с двумя великими «народными сходками».  Это Купало и Коляда, боги летнего и зимнего праздников. Кроме того встречаем имя Усеня или Таусеня, ещё одного воплощения солнечного Бога. Мы знаем его под именем Авсеня-Световита.

А.Н. Афанасьев, в своём труде «Поэтические воззрения славян на природу» (1869 г ) писал о том, что Солнце для славян являлось синонимом счастья, олицетворением Бога.  Божество это было благое и милосердное, прекрасное, светлое, пробуждающее земную жизнь, к нему обращаются с просьбами о пище и покровительстве.  Одновременно этим и объясняется мифическая связь Солнца с Судьбой, во всех сказках герой обращается к нему в трудных случаях жизни.

И, в то же время у Солнца есть еще одно важное дело — вместе с этим солнце является и карателем всякого зла, т.е. по первоначальному воззрению – карателем нечистой силы мрака и холода, а потом и нравственного зла – неправды и нечестия. Праздник русские колядки —проявление этого особого отношения к Солнцу. Это широкое народное действие так и называется — праздник Коляды.

Как народ собирался колядовать??

Меня радует, что сейчас люди собираются вместе на природе вокруг костра, стараются как-то отметить место сбора, организовать капище, устроить праздник колядки да спеть традиционныепесни колядки.  А как же это было раньше?

А.С. Фамицын рассказывает, что раньше идолы устанавливались на холмах, или на берегах водоёмов. А были ли древние храмы? Современные славянские художники испытывают определённые трудности, если хотят изобразить архитектуру далёких сказочных времен, потому -что свидетельств практически не осталось, и остаётся лишь фантазировать на эту тему. Стояли ли изваяния на открытом месте, или покрывались какими – либо шатрами?

Были ли храмы прочными высокими постройками, или их не было вовсе? Прикрывались ли чем-то требища, места, где приносили требы? Но впрочем, есть одно свидетельство! Кое-что о нашем Севере известно из сохранившейся древнескандинавской саги одиннадцатого века, ведущей сказ об Олафе Тригвесоне, что служил у князя Владимира. В саге можно прочитать о том, что Олаф ездил с Владимиром к языческому храму, никогда не входил в него, а стоял за дверьми, пока Владимир приносил жертвы богам. Буду считать это доказательством того, что какое то крытое строение существовало.


Что же происходило на солнечном празднике Коляды?

А.С. Фамицын пишет, что к святым капищам собирались огромное количество славян для жертвоприношений.  Здесь в таинственной чаще леса, или у источника, на берегу реки, у пылающих костров, перед фантастически разукрашенными, нередко многолицыми и многоголовыми истуканами, вооруженные священными предметами (знаменами, щитами, копьями, рогами) и драгоценными сокровищами, народ  воздавал божествам своим звалу и благодарение, испрашивал у них блага, вопрошали их, совершая жертвоприношения и гадания, исполняя обрядные песни, предаваясь шумным игрищам и пирам.

Это первая, необходимая часть древнего праздника. Общение с Богами, просьбы, обеты, гадание. Конечно, для этого ритуального действия нужен был волхв. Если это небольшое, семейное празднование, то роль человека, который обеспечивает связь рода с Богами, выполнял старший мужчина. Гадание было связано с жертвоприношением и предшествовало ему.

Так, например, бросали в костёр требу-хлеб, или другое печенье, и наблюдали за пламенем. Вспыхнет костёр, принята жертва, дано человеку обещание. Были времена, когда жертвоприношение делалось птицами или домашними животными. В этом случае кровь, которая считалась чудодейственной, разбрызгивалась для отогнания злых навий.  Несъедобные части животного сжигались, зарывались или топились в воде.

Закалывали жертвенное животное старцы, творили обращения к Богам. Гадание и обеты перемежали песни колядки, исполняемыми парнями и девушками. Стихи колядки передавали из века в век. Песнопения эти обращались к Коляде, Богу молодого Солнца.

За рекою за быстрою
Ой колядка, ой колядка!
Леса стоят дремучие,
В тех лесах огни горят,
Огни горят великие,
Вокруг огней скамьи стоят,
Скамьи стоят дубовые,
На тех скамьях добры молодцы,
Добры молодцы, красны девицы,
Поют песни колядушки
Ой Коляда, ой Коляда!

Стихи колядки, записанной в 1884 году

Вторая часть ритуального праздника — общественная трапеза, шумный пир, прославляющий Богов, как Богов Прави, так и Богов Нави, например, Чернобога.  Съедали жертвенную пищу, пили по кругу питьё из чаши-братины, произносили славление Богам, заклинали их помогать людям добрым.Снова исполняли обрядные песни колядки.

Третья часть праздника — «игрища», песни, плясание, под народные инструменты  гусли, гудок, дрова, рожок. Это общая часть праздничных обрядов и обычаев всех языческих славян.

Праздник Коляды имел свою особенность. На следующее утро колядовать ходят дети, человек по десять, им дают на всех два или три пирога. Пироги делят на всех, когда обойдут несколько домов. Затем ходят колядовать девицы-невесты и поют песенки. Им, на человек двадцать, дают несколько калачей или пряников. Потом идут женщины, потом и мужики. Им пироги-бараночки подают то же, что и девицам-красавицам.

Обрядные песни колядки.

Песни колядки поют под окнами, а не в домах. Девицы просят позволение зайти в дом, входят в избу, становятся в кружок и поют «виноградьё».  Я привожу  поздравительно-величальные стихи колядки, записанные в 1898 году. Такую колядку пели в Олонецкой губернии,  («виноградьё» происходит от рефрена, который повторялся после каждого стиха «Виноградье красно-зелено!»). Русские колядки"виноградьё" были широко распространены у нас на Севере. 


„Виноградье красно-зелено!”
Благослови, сударь-хозяинъ,
Виноградье спеть,
Виноградье красно-зелено?
У хозяина дворъ на семи верстахъ,
На семи верстахъ, на семидесяти столбахъ
Еще около двора железный тынъ;
На каждой тынинке по маковке,
Что по маковке, по жемчужинке,
По жемчужинке, по злату кресту.
А хозяинъ во дому, какъ мед во семью;
Какъ хозяйка во дому, какъ оладья во меду;
Малы деточки въ дому, какъ орешки во меду.
Что хозяинъ (имя) господинъ,
Что пора тебе виноградниковъ дарить,
Дарить пора, жаловати и не отказывати.
Намъ не рубль, не полтина,
Изъ полтины половина.
Намъ не дорога полтина серебромъ,
Дорога намъ козулька Рождественская,
Виноградье красно зелено.


 Стихи колядки из "Сборника песенъ Олонецкой губернии. Пудожскiй уезд, Устьмоша. Записалъ учитель А. Н. Гурьевъ со слов крестьянки Парасковьи Шихириной"

На Севере часто вместо пирожков колядующим дарили северное обрядовое печенье («козульки»), сделанные в виде животного, или птицы из особого теста, которое хранится очень долго. Вот что было написано про это печенье-фигурку:  

—Ее берегутъ из году в год, чтобы скотина ходила летом домой и плодилась, а также, чтобы ее любил дворовый хозяин. Если козулек приготовят много, то подают колядцам-детям.

Еще более древняя форма северного обрядового печенья могла содержать знаки, обращенные к Богам, печенье в виде знака Рода или Солнца. Такое печенье есть в лавке Северной Сказки.

Такие весёлые народные колядки противоречили христианским доктринам

В тысяча пятьсот пятом году один из игуменов одного из монастырей написал наместнику донесение, описывающее народный праздник как раз во время Рождества Христова.  Конечно, это все считалось  «сотонинским» и «непотребным».  Описание праздника колядки начала шестнадцатого века глазами христианского монаха:
— Не перестала здесь еще лесть идолская, кумирское празднование, радость и веселье сотонинскы, в нем есть ликование .

Приходится это на день Рождества Предтечева и тогда во святую ту нощъ мало не весь град взмятется, и взбесится, бубны и сопели, и гудением струнным и всякими непотребными играми, плесканием м плясанием…стучат бубны и глаз сопелий и гудут струны, женам же и девам плескание и плясание и главам их накивание, устами их неприязнене клич и вопль, всескверненые песни, и хребтом их вихляние и ногами их скакание и топтание, ту же есть мужам и отрокам великое прельщение и падение.

Конечно, открытое веселье по поводу, не связанному с христианской религией, не могло не возмущать монаха. Но такое весёлое шумное ликование при встрече Коляды, именно такиенародные колядки, вероятно, можно считать исконным славянским обычаем, сохранившимся многие века. Ведь до сих пор розовощекие от свежего воздуха и морозца девахи и парни колядуют, развлекая себя и прохожих песнями и шутками, совершая традиционные русские колядки.


Заключение о празднике Коляды
Что такое праздник? Если прислушаться к звучанию этого слова и вдуматься в него, то слышна становится древняя музыка образов. пРАзДНИк. Божественные, просветлённые дни. Дни радости, света, надежды на лучшее будущее. Таков и пРАзДНИк Коляды, Бога Молодого Солнца,  который, как говорят,  праздновали 3-5 или 7-9 дней, а то и одиннадцать.

Отец семейства садится в эти дни за стол с кушаньями, обставленный снопами и спрашивал:  «Видите ли меня, дети?» Ему отвечают: «Не видим».  Отец  говорит: «Ну, дай Бог, чтобы и на тот год не видели» (пожелание богатого урожая и на следующий год).

Так солнцепоклонники славяне жили в одном ритме с природой, с божественным Солнцем. И отмечали день Коляды как важную веху, как конец старого и начало нового. Распевали песни колядки, колядовали, да обменивались друг с другом добрыми пожеланиями. Может быть, и мы, вслед за ними, отбросив печали, воздадим хвалу Солнцу, за то, что всё когда-то начинается и кончается, за «жизнь, за слезы, за любовь»!


С пРазДником, люди добрые!
Иванова Ирина, главный редактор издательства "Северная сказка"
еще статьи о празднике Коляды, Бога молодого солнца

 

 

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

На главную
Древние верования
 
 
Рейтинг@Mail.ru  
 
Яндекс.Метрика  
 
 
   
Copyright © Твой Храм. Все материалы расположенные на этом сайте предназначены для ознакомления.