Христианство. >> Азы Православия. >> О усопших.
 

Азы ПРАВОСЛАВИЯ . О усопших.

Тут собрана почти вся информация для ознакомления новичков с Православными традициями, обрядами и правилами поведения в церкви. Порядок таинств и богослужений. Информация выложена как в текстовом формате, так и в аудио файлах. Вы найдете многие ответы на свои вопросы в познании православных традиций читая страницы или просто слушая пояснения от автора аудио файлов.

О усопших.

Азы Православия. Первая страница.

Храм.

  Наружное и внутреннее устройство христианского православного храма.
  Священные предметы, употребляемые при богослужении.
  Одежда священнослужителей.

Богослужение.

  Суточное богослужение.
  Всенощное бдение.
  Литургия.
  Разъяснения на Литургию преждеосвященных даров.
  Разъяснения на Всенощное бдение.
  Разъяснения на Литургию.

Молитва.

  Молитвы и песнопения общие всем службам.
  О домашней молитве.

Таинства.

  О таинствах.
  Крещение.
  Миропомазание.
  Покаяние.
  Причастие.
  Священство.
  Соборование.
  Брак.

Учение Православной церкви о усопших.

О усопших.
  Молитвы о усопших.

Полезно знать.

  Символика и значение креста.
   

О усопших.

Святая православная Церковь, заботящаяся о живых членах своих, не оставляет без своего попечения и усопших отцов и братий наших. По учению слова Божия, мы верим, что души умерших опять соединятся со своими телами, которые будут духовны и бессмертны. Посему и тела умерших находятся под особенным охранением православной Церкви. Умерший покрывается покровом в означение того, что он, как христианин, и в загробной жизни находится под осенением св. ангелов и покровом Христовым. На чело его возлагается венец с изображением Спасителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи и подписью: святый Боже, святый Крепкий, святый Безсмертный помилуй нас. Этим показывается, что окончивший свое земное поприще надеется за свои подвиги получить венец правды по милосердию Триединого Бога и по ходатайству Божий Матери и святого Иоанна Предтечи. В руку умершего влагается разрешительная молитва в ознаменование прощения ему всех грехов. Святой Александр Невский при погребении своем принял разрешительную молитву, как живой, разогнув правую руку, чем показал, что молитва таковая нужна и людям праведным. Умерший покрывается землею. Этим действием священнослужителя мы предаем себя и почившего брата нашего в руки промысла Божия, изрекшего окончательный приговор согрешившему праотцу всего человечества Адаму: земля еси и в землю отъидеши(Быт. 3, 19).

Состояние душ людей, умерших до всеобщего воскресения, не одинаково: души праведных находятся в соединении со Христом и в предначатии того блаженства, какое они вполне получат после всеобщего суда, а души нераскаянных грешников в мучительном состоянии.

Душам умерших в вере, но не принесших плодов достойных покаяния, могут помогать молитвы, милостыни, и особенно приношения за них бескровной жертвы тела и крови Христовой. Сам Господь Иисус Христос сказал: все, чего ни попросите в молитве с верою, получите (Мф. 21, 22). Св. Златоуст пишет: почти умершего милостынями и благотворениями, ибо милостыня служит к избавлению от вечных мук (42 бес. На еванг. Иоанна).

По умершим совершается служение панихид и литий, в которых мы молимся о прощении их грехов.

Св. Церковь положила поминать умершего в третий, девятый и сороковой день после смерти его.

В третий день мы молимся, чтобы Христос, воскресший в третий день после Своего погребения, воскресил для блаженной жизни нашего умершего ближнего.

В девятый день молим Бога, чтобы Он, по молитвам и по ходатайству девяти чинов ангельских (Серафимов, Херувимов, Престолов, Господств, Сил, Властей, Начал, Архангелов и Ангелов), простил грехи умершему и причислил его к лику святых.

В сороковой день совершается моление об умершем, чтобы Господь, понесший искушение от диавола в сороковой день Своего поста, помог умершему непостыдно выдержать испытание на частном суде Божием, и чтобы Он, в сороковой день вознесшийся на небо, вознес в небесные обители и умершего!

Св. Макарий Александрийский представляет и другое объяснение того, почему именно эти дни назначены Церковью для особенного поминовения умерших. В течение 40 дней по смерти, говорит он, душа человека проходит мытарства, а в третий, девятый и сороковой день возносится ангелами на поклонение Небесному Судии, Который в 40 день и назначает ей известную степень блаженства или мучения до всеобщего последнего суда; потому поминовение усопшего в эти дни имеет особенно важное значение для него. Слово св. Макария напечатано в "Христианском Чтении" 1830 г. за август месяц.

Для поминовения умерших, всех вообще, православная Церковь установила особенные времена - субботы, известные под именем родительских. Таких суббот три: Мясопустнаяна мясопустной, иначе пестрой неделе перед Великим постом; так как в воскресенье за этою субботою воспоминается страшный суд, то в эту субботу, как бы пред самым страшным судом, церковь молится пред Судиею - Богом о помиловании умерших чад своих. Троицкая - пред Троицыным днем; после торжества победы Спасителя над грехом и смертью прилично молиться за усопших в вере во Христа, но во грехах, чтобы и умершие удостоены были воскресения для блаженства со Христом на небе. Дмитровская - перед днем св. великомученика Димитрия Селунского, т.-е. Перед 26 октября. Московский князь Димитрий Донской, разбив татар, в эту субботу совершил поминовение воинов, павших на брани; с того времени и учреждено в эту субботу поминовение. Кроме этих суббот у нас бывают еще поминовения: в субботы второй, третьей и четвертой недель Великого поста. Причина этого состоит в следующем: так как в обыкновенное время поминовение усопших совершается ежедневно, а в Великий пост этого не бывает, потому что полной литургии, с совершением которой всегда соединяется оно, во время Великого поста не бывает ежедневно, то св. Церковь, чтобы не лишать умерших своего спасительного предстательства, установила, вместо ежедневных поминовений, совершать трижды всеобщие поминовения в указанные субботы, и именно в эти субботы потому, что прочие субботы посвящены особенным празднованиям: суббота первой недели - Феодору Тирону, пятой - Божией Матери, а шестой воскрешению праведного Лазаря.

В понедельник или во вторник Фоминой недели (2 нед. После Светлого Христова Воскресения) совершается поминовение усопших с тем благочестивым намерением, чтобы разделить великую радость Светлого Воскресения Христова и с умершими в надежде блаженного их воскресения, радость которого возвестил умершим и Сам Спаситель, когда сошел в ад проповедать победу над смертью и вывел оттуда души ветхозаветных праведников. От сей радости - название Радоница, которое дают этому времени поминовения. 29 августа, в день памяти усекновения главы Иоанна Крестителя совершается поминовение воинов, как положивших жизнь свою за веру и отечество подобно Иоанну Крестителю - за истину.

Должно заметить, что православная Церковь не приносит молитв за грешников нераскаянных и самоубийц, потому что, находясь в состоянии отчаяния, упорства и ожесточения во зле, они оказываются виновными во грехах против Духа Святого, которые по учению Христову не простятся ни в сей век ни в будущий (Матф. 12, 31 - 32).

 

***********************************************************************************

**********************************

*************

О МОЛИТВОСЛОВИЯХ И МОЛЕБНЫХ ПЕНИЯХ НА РАЗНЫЕ СЛУЧАИ. ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ.

----------------------------------

ДНИ ПОМИНОВЕНИЯ УМЕРШИХ

Смерть и погребение не прекращают отношений христианской любви, которые связывали живых с умершими во время земной жизни. Продолжение этих отношений выражается и осуществляется в молитвенном поминовении умерших (усопших).

Основанием и удостоверением в необходимости и реальности молитвенной связи живых с умершими являются слова Господа Иисуса Христа, что Бог не есть Бог мертвых, но живых; у Него все живы (Лк. 20, 28). Умершие не перестают жить за гробом и иметь общение с живыми в Боге.

Другое основание поминовения усопших есть вера Церкви в неисчерпаемую и спасительную силу молитвы, если мы просим по воле Сына Божия (Ин. 5, 14—15). И Священное Писание указывает, что на молитву за умерших есть несомненная воля Божия, ибо Христос умер и воскрес, чтобы обладать живыми и мертвыми, и Сам Он сходил во ад, чтобы избавить души, с верой ожидавшие его пришествия (1 Пет. 3, 19).

На этом основании Церковь возносит непрестанные молитвы об отшедших отцах и братьях наших при всяком богослужении, и особенно на литургии.

ДРЕВНОСТЬ ОБРЯДА ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШИХ

Обычай поминать усопших встречается уже в церкви ветхозаветной (Чис. 20, 29; Втор. 34, 9; 1 Цар. 31, 13; 2 Мак. 7, 38—46; 12, 45).

В христианской Церкви этот обычай древен, как древне и само основание, по которому совершается поминовение усопших.

В древних литургиях (Иакова и Марка), дошедших до нас, встречаются молитвы и за усопших. С особенной ясностью о поминовении усопших упоминают Постановления апостольские. Здесь мы находим как молитвы за усопших при совершении Евхаристии, так и указания на дни, в которые особенно прилично поминать усопших, а именно: третий, девятый, сороковой и годовой в том же значении, какое усвояет им Церковь в настоящее время. Отцы и учители Церкви последующего времени (Тертуллиан, свв. Кирилл Иерусалимский, Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Афанасий Великий, Григорий Богослов, Августин, Иоанн Дамаскин и др.), изъясняя смысл поминовения усопших и указывая, что истинный смысл его состоит в молитвах, совершении бескровной Жертвы и милостыне, часто свидетельствуют, что поминовение усопших есть апостольское установление и что оно соблюдается во всей Церкви.

ПОМИНОВЕНИЕ НОВОПРЕСТАВЛЕННЫХ

Для поминовения НОВОПРЕСТАВЛЕННЫХ Церковь назначает первые сорок дней со дня смерти, находя в этом числе, по указанию Священного Писания, достаточный срок для очищения от грехов и умилостивления Бога (Быт. 7, 12; Лев. 12 гл.; Чис. 14, 31—34; ср. Мф. 4, 2).

Из этих сорока дней особенно посвящаются молитве за усопших следующие дни:

третий — в воспоминание воскресшего в третий день Спасителя, Который Своим Воскресением завершил победу над грехом и его следствием — смертью, избавил человеческий род от «адова мучительства», открыл двери бессмертия и небесной жизни, Своим Воскресением освятил будущее всеобщее воскресение;

девятый — по благочестивому желанию Церкви, чтобы дух усопшего был причислен к девяти чинам ангельским;

двадцатый день как половина сорокадневного моления об умерших;

сороковой — по ветхозаветному примеру оплакивания Моисея израильтянами в продолжение сорока дней и по сближению этого дня с днем вознесения Господня. Потому и христиане молятся, чтобы усопший, воскреснув со Христом, был восхищен на облацех небесных, предстал праведному Судии и всегда был с Господом (1 Сол. 4, 17).

Поминовением в сороковой день Святая Церковь хочет внушить, что как Моисей чрез сорокадневный пост приблизился к Богу для восприятия закона, как Илия в продолжение сорокадневного пути дошел до горы Божией и как Спаситель наш победил диавола сорокадневным постом, так и умерший возносимыми о нем сорокадневными молитвами Церкви утверждается в благодати Божией, побеждает враждебные силы и достигает Престола Божия, где обитают души праведных.

В Православной Церкви существует в обычае в течение сорока дней после смерти поминать усопшего за литургией (так наз. «сорокоуст»), — поминать на проскомидии и пред освященными Святыми Дарами, по вере Церкви о великой пользе молитвы о нем при принесении бескровной Жертвы (см. молитву в конце литургии: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих»).

Наконец, поминовению усопшего посвящается годовой день смерти, рождения и именин, с той целью, что умерший жив и бессмертен по духу и некогда совершенно обновится, когда Господь воздвигнет самое тело его.

ПАНИХИДА

Панихида — один из видов церковного поминовения усопших. По своему составу панихида является сокращением чина погребения. Слово панихида означает всенощную службу, или бдение (греч. pas — весь, nis — ночь, ado — пою; другое греч. слово pannihis — всенощное бдение). Наименование этой церковной службы панихидой объясняется из исторической связи с всенощным бдением, на что указывает близкое ее сходство, как и всего чина погребения, с частью всенощного бдения — утреней.

В древнехристианской Церкви, по причине гонений, молитвенные собрания верующих и погребение умерших совершались в ночное время. Богослужение, которым сопровождалось погребение, было в собственном смысле всенощным. Христиане собирались на гробах мучеников и проводили ночь в бдениях, прославляя мучеников и вознося молитвы за умерших, скончавшихся в вере и благочестии. С выделением погребального богослужения из всенощного, что произошло после умиротворения Церкви, за тем и за другим сохранились в Православной Церкви равнозначащие названия.

Великая панихида, или полная, называется еще парастас и отличается от обычно совершаемой панихиды тем, что на ней поются непорочны (разделяемые на 2 статии) и полный канон.

Панихиды поются над умершим, еще не погребенным, и потом в 3-й, 9-й, 40-й день после смерти усопшего и в другие дни (годовщину смерти, день рождения, тезоименитства и др.).

Заупокойные литургии и панихиды, как и погребение, не совершаются в храме в первый день Пасхи и в день Рождества Христова до вечерни. Поминовение усопших на литургии в праздник Пасхи, Рождества Христова и другие большие праздники, а также в воскресные дни может быть совершаемо только на проскомидии и после освящения Святых Даров — во время пения «Достойно есть»; особой же заупокойной ектении «ради торжества праздничного» в эти дни произносить не положено (Типикон, гл. 59; 169 пр. Номоканона при Требнике). Но если в воскресные дни служится ранняя литургия за упокой, то на такой литургии произносится заупокойная ектения, а также прилагаются заупокойные Апостол, Евангелие, прокимен и причастен.

На первой седмице Четыредесятницы, на Страстной и Пасхальной седмицах (а также в седмичные дни Четыредесятницы) панихиды в храме не совершаются. Поминовение усопших отнесено к субботам 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста. Если в седмичные дни Великого поста случится 3-й или 9-й день по смерти, то панихида по новопреставленному служится в ближайшую к этим дням заупокойную субботу. Только в 40-й день, на который день он выпадает, совершается панихида в храме. «Сорокоуст» не бывает в Великом посту и на Пасхе, а начинается от Недели ап. Фомы и продолжается до исполнения 40 дней.

Чин обычной панихиды следующий:

После обычного начала читается 90-й псалом (вместо шестопсалмия), после которого произносится великая ектения за упокой. Затем вместо Бог Господь — «Аллилуиа» и тропари «Глубиною мудрости».

После тропарей на панихиде (а на парастасе — после Непорочных) поются тропари по Непорочных: «Святых лик обрете источник жизни» с припевом: «Благословен еси, Господи».

Затем произносится малая заупокойная ектения, поется седален «Покой, Спасе наш», читается 50-й псалом и поется канон на глас 6-й «Яко по суху пешешествовав Израиль» или 8-го гласа — «Воду прошед». Вместо чтения тропарей на каждую песнь поется припев священнослужителями и повторяется хором: «Упокой (или: Покой), Господи, души усопших раб Твоих», затем: «Слава» (священнослужители) и «И ныне» (хор).

Канон разделяется и заканчивается малыми заупокойными ектениями (после 3-й, 6-й и 9-й песни). После 3-й песни поется седален, а после 6-й — кондак: «Со святыми упокой» и икос: «Сам един еси Безсмертный».

После канона панихида (также и парастас) заканчивается литией: читается Трисвятое по Отче наш, поются тропари: «Со духи праведных скончавшихся» и произносится ектения: «Помилуй нас, Боже», после которой бывает отпуст с крестом и кадилом, и поется «Вечная память».

Малое каждение (тетрапода и людей) на панихиде бывает при пении тропарей по непорочных «Благословен еси, Господи», кондака «Со святыми упокой» и в конце на пении «Вечная память».

ВСЕЛЕНСКИЕ ПАНИХИДЫ, ИЛИ ВСЕЛЕНСКИЕ РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ

Кроме поминовения каждого умершего в отдельности, Церковь, на том же основании, творит в определенные дни года поминовение всех от века преставльшихся отцев и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные Уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, — Вселенскими родительскими субботами. В круге богослужебного года такими днями общего поминовения являются: субботы мясопустная и Троицкая и субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста.

Суббота мясопустная. Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного Суда Христова, Церковь, в виду этого Суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братьям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которою мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви — обществе верующих, членами которой являются не только живущие, но и все умершие после своей смерти. В Боге — все живые. И если окинуть оком все века и то, сколько жило людей и сколько среди них было верующих во Христа и умерших с верой и надеждой на милость Божию, то мы увидим, что умершие составляют большую часть Церкви, чем мы, ныне живущие. Общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего единства с ними, и вместе с тем общего всех единства о Господе в Церкви Христовой.

Троицкая родительская суббота. Поминовение всех умерших христиан установлено в субботу пред Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа заключилось домостроительство спасения людей, но в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать Всесвятого и Всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником вечного блаженства, так как «Святым Духом всяка душа живится». Поэтому накануне праздника Церковь всю субботу посвящает поминовению усопших и молитве о них. Святитель Василий Великий, оставивший умилительные молитвы, читаемые на вечерне в день Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Святой Четыредесятницы.

Во Святую Четыредесятницу — дни поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним, Церковь утверждает верующих в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, обязуя совершать в означенные дни молитвенные благотворные поминовения по отшедшим от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения еще и по той причине, что в седмичные дни Четыредесятницы не совершаются обычные ежедневные поминовения (заупокойные ектении, литии и панихиды и поминовения новопреставленных в третий, 9-й и 20-й дни по смерти и сорокоусты), т. к. ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Но чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни Четыредесятницы, выделены субботы в указанные седмицы.

Во все вышеуказанные родительские субботы служба совершается по особому уставу и помещена в Триодях Постной и Цветной.

ДНИ ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШИХ В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Кроме указанных выше суббот, посвященных поминовению усопших всей Православной Церковью с древних времен, в Русской Церкви той же цели посвящены еще некоторые дни, а именно: а) Радоница, б) 29 августа — Усекновение главы Иоанна Предтечи и в) Димитриевская суббота.

Радоница — это день общего поминовения умерших, которое совершается в понедельник или вторник после Фоминой Недели (воскресения). В Типиконе на этот день не указано особых молитвословий за умерших, и совершается поминовение в этот день по благочестивому обычаю Русской Церкви. После рядового вечернего богослужения (или после литургии) служится полная панихида с пасхальными песнопениями. На литургии присоединяется прокимен, Апостол и Евангелие заупокойные. По принятому обычаю на Радоницу панихиды служатся на кладбище у могил.

Основанием для поминовения усопших, совершаемого на Радоницу, служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе над смертью, соединяемое с Фоминым воскресением, с другой, — разрешение Церковным Уставом совершать обычное ежедневное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницею (или Радуницей).

Дни поминовения православных воинов, «за веру и Отечество во брани живот свой положивших». Поминовение воинов, убиенных за Отечество, совершается: 29 августа и в Димитриевскую субботу.

29 августа — праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Поминовение убиенных воинов совершается в этот день по самой связи с воспоминаемым в этот день событием. Предтеча Господень пострадал за истину, как добрый воин Небесного Отечества; его предстательству поручает Святая Церковь и своих чад — воинов, которые подвизались за истину и добро, и жизнь свою положили за свое Отечество. (Поминовение установлено в 1769 г. во время войны с Турцией и Польшей.) Особой заупокойной службы в Уставе не указано. Обычно после литургии совершается панихида.

Димитриевская суббота — пред 26 днем октября — также поминаются воины, на поле брани убиенные, и другие умершие. Суббота названа так от воспоминаемого после нее дня памяти великомученика Димитрия Солунского (26 октября). Установление поминовения в эту субботу принадлежит Димитрию Донскому, который, совершив после Куликовской битвы (1380 г. 8 сентября) поминовение павших в ней воинов, по совету и благословению прп. Сергия Радонежского, установил совершать ежегодно это поминовение в субботу пред 26 октября. Впоследствии вместе с воинами стали поминать и других умерших. Служба в Димитриевскую субботу совершается по чину мясопустной субботы. Но, в отличие от мясопустной субботы, в Димитриевскую субботу Церковный Устав не отменяет службы рядовому святому.

Всю службу следует совершать по Октоиху и Минее, руководствуясь 13-й главой Типикона — «Аще прилучится и изволит настоятель в субботу пети аллилуиа». (На утрене вместо «Бог Господь» — «Аллилуиа» и тропари «Апостоли, мученицы», — они же и на вечерне. После 16-й кафизмы — Непорочны и проч., — как в мясопустную субботу. Каноны: Минеи, храму и 1-й Октоиха. По 6-й песни — заупокойные ектения, кондак и икос. Далее обычное окончание вседневной утрени. На литургии: прокимен, Апостол, Евангелие и причастен дню и за упокой.)

В случае совпадения Димитриевской субботы с бденным или полиелейным праздником поминовение переносится на другую ближайшую субботу, где нет такого праздника.

Приложение
«Последование парастаса, сиречь великия панихиды, по усопшим отцем и братиям нашим и по всем православным христианом преставльшимся»

Начало парастаса такое же, как обычной панихиды (которая есть сокращенный парастас).

После Аллилуиа и тропарей «Глубиною мудрости» поются непорочны.

Непорочны разделяются на 2 статии.

Первая статия: «Блажени непорочнии в путь».

Припев: «Помяни, Господи, душу раба Твоего» (или «душу рабы Твоея», или «души раб Твоих»).

После первой статии — малая заупокойная ектения и возглас: «Боже духов…».

Вторая статия: «Твой есмь аз, спаси мя».

Припев: «Упокой, Господи, душу раба Твоего» (или «душу рабы Твоея», или «души раб Твоих»).

Сразу после этого поются тропари по непорочных:

«Благословен еси, Господи…

Святых лик обрете источник жизни…».

После тропарей и малой заупокойной ектении поется покоин седален: «Покой, Спасе наш», читается 50-й псалом и поется канон «Воду прошед» — егоже краестрочие: «Умирающим верным осмое плету пение» (помещен в Октоихе, глас 8, в субботу).

Припевы к канону: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев» и «Покой, Господи, души усопших раб Твоих».

По 3-й песни катавасия — ирмос: «Небеснаго круга», и седален: «Воистину суета всяческая».

По 6-й песни катавасия ирмос: «Очисти мя, Спасе».

После малой заупокойной ектении — кондак и икос: «Со святыми упокой» и «Сам един еси Безсмертный».

По 8-й песни священник творит возглас: «Богородицу и Матерь Света…».

Хор: «Дуси и души праведных…» и ирмос: «Устрашися всяк слух».

После канона читается Трисвятое по Отче наш и поются тропари литии: «Со духи праведных скончавшихся душу (или души) раба Твоего (раб Твоих), Спасе, упокой…» и проч.

Далее последование подобно, как в обычной панихиде.

 

Чин панихиды на Пасхальной седмице и в Радоницу (на кладбище и в храме)

Диакон: Благослови, владыко.

Священник: Благословен Бог наш:

Хор: Аминь.

Священник и диакон: Христос воскресе: (трижды).

Хор: Христос воскресе: (трижды).

Священник: 1-й стих. Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его.  (Совершается полное каждение храма; если же на кладбище, — то ближайших могил.)

Хор: Христос воскресе: (1 раз).

Священник: 2-й стих. Яко исчезает дым, да исчезнут.

Хор: Христос воскресе: (1 раз).

Священник: 3-й стих. Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся.

Хор: Христос воскресе: (1 раз).

Священник: 4-й стих. Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся вонь.

Хор: Христос воскресе: (1 раз).

Священник: Слава:

Хор: Христос воскресе: (1 раз).

Священник: И ныне:

Хор: Христос воскресе: (1 раз).

Священник: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ.

Хор: И сущим во гробех живот даровав.

Диакон: Миром Господу помолимся (и прочие прошения, см. обычную панихиду).

Хор: Господи, помилуй.

Хор (после возгласа): ирмосы пасхального канона. Ирмос 1-й песни: Воскресения день…

Священник и диакон (припев): Христос воскресе из мертвых.

Хор (повторяет припев): Христос воскресе из мертвых.

Священник и диакон: Упокой, Господи, души усопших раб Твоих.

Хор (повторяет припев): Упокой, Господи:

Священник и диакон: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Хор: И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Хор: ирмос 3-й песни. Приидите, пиво пием новое:

Священник и диакон повторяют те же припевы, что и после 1-го ирмоса.

Хор: ирмос 4-й песни. На божественней стражи:

Священник и диакон: припевы (см. выше).

Хор: припевы.

Хор: ирмос 5-й песни. Утренюем утренюю глубоку:

Священник и диакон: припевы.

Хор: припевы.

Хор: ирмос 6-й песни. Снизшел еси в преисподняя земли:

Диакон — малая заупокойная ектения (см. обычную панихиду).

Хор: Господи, помилуй.

Хор (после возгласа): Со святыми упокой: и кондак Пасхи, гл. 8: Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне:

Хор: ирмос 7-й песни. Отроки от пещи избавивый:

Священник и диакон: припевы.

Хор: припевы.

Хор: ирмос 8-й песни. Сей нареченный и святый день:

Священник и диакон: припевы.

Хор: припевы.

Хор: ирмос 9-й песни. Светися, светися, новый Иерусалиме.

Диакон: Паки и паки (заупокойная малая ектения).

Хор: Господи, помилуй (см. выше).

Хор (ексапостиларий): Плотию уснув, яко мертв:

Также стихиры Пасхи со стихами.

Да воскреснет Бог и расточатся врази Его.

Пасха священная нам днесь показася:

Яко исчезает дым, да исчезнут.

Приидите от видения, жены благовестницы:

Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся.

Мироносицы жены:

Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся вонь.

Пасха красная:

Слава и ныне: Воскресения день:

Хор (тропари, гл. 4):

Со духи праведных скончавшихся:

В покоищи Твоем, Господи:

Слава. Ты еси Бог, сошедый во ад:

И ныне. Едина Чистая и непорочная Дево: (см. обычную панихиду).

Диакон: Помилуй нас, Боже: и прочее последование (см. обычную панихиду).

Хор: Господи, помилуй (трижды) и проч.

Диакон (после возгласа): Премудрость.

Хор: Христос воскресе (трижды).

Священник (отпуст со крестом): Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый и сущим во гробех живот даровавый[9], истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых Своих, души от нас преставльшихся раб Своих (имена) в селениих святых вселит, и с праведными причтет, и нас помилует, яко Благ и Человеколюбец.

Хор: Аминь.

Священник, осеняя верующих крестом, говорит: Христос воскресе (трижды).

Священник, — если на кладбище, то после осенения крестом предстоящих осеняет еще трижды могилы, говоря: Христос воскресе (трижды).

Диакон: Во блаженном успении вечный покой (см. обычную панихиду).

Хор: Вечная память (трижды), и поют тропарь Пасхи  трижды, после чего:

И нам дарова живот вечный, покланяемся Его тридневному воскресению.

Священник при окончании панихиды дает верующим крест для лобзания.

Примечание о совершении панихиды в Радоницу на кладбище (на могилах).

Перед началом общей панихиды совершается крестный ход вокруг кладбища (внутри ограды) с пением пасхального канона и стихир Пасхи (священник с кадилом, крестом и трисвечником в руках). — Припевы на каноне поют священнослужители, и хор повторяет.

После этого совершается общая панихида на приготовленном месте по написанному выше уставу.

У приготовленного места, придя с крестным ходом, священник и диакон становятся лицом к востоку (если на могиле, то лицом ко кресту). Впереди них крест, с боков креста — хоругви.

Пред началом панихиды уместно сказать проповедь.

На панихиде при пении «Вечная память» иногда ударяют продолжительно в погребальный трезвон.

Лития об усопших

 

Вообще лития совершается:

на дому перед выносом усопшего в церковь;

после опускания усопшего в могилу;

на дому по возвращении после погребения и

по потребности на литургиях после заамвонной молитвы, а также в храме после отпуста вечерни, утрени и 1-го часа (Типикон, глава 9).

 

Лития об усопших на литургии

Когда лития совершается по заамвонной молитве (см. Служебник), тогда не бывает отпуста и не возглашается «Вечная память», но перед пением «Буди имя Господне» сразу хор поет: «Со духи праведных… В покоищи Твоем Господи… Слава: Ты еси Бог... И ныне: Едина Чистая...».

Диакон (ектению): Помилуй нас, Боже: и проч.

Хор: Господи, помилуй (трижды) и проч.

Священник: Боже духо€в... Яко Ты еси воскресение:

Хор: Аминь. Буди имя Господне: (трижды) и прочее последование литургии.

 

Чин литии вне литургии

 

Диакон: Благослови, владыко.

Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Чтец: Трисвятое по Отче наш.

Священник: Яко Твое есть Царство:

Хор: Аминь. Со духи праведных скончавшихся… В покоищи Твоем, Господи:

Слава: Ты еси Бог… И ныне: Едина Чистая…

Диакон (ектению): Помилуй нас, Боже: и проч.

Хор: Господи, помилуй (трижды).

Священник: Боже духов и всякия плоти:

Хор: Аминь.

Диакон: Премудрость.

Священник: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Хор: Честнейшую Херувим:

Священник: Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе.

Хор: Слава и ныне: Господи, помилуй (трижды). Благослови.

Священник (отпуст): Живыми и мертвыми обладаяй Христос, истинный Бог наш:

Хор: Аминь.

Диакон: Во блаженном успении:

Хор: Вечная память (трижды).

 

Чтение псалтири по усопшем

 

В Православной Церкви издревле существует обычай чтения над телом умершего монаха и мирянина Псалтири, а архиерея и иерея — Евангелия. Чтение Псалтири, служа молитвою за усопшего, одновременно имеет целью дать утешение и назидание живым.

Чтение Псалтири должно совершаться благоговейно, неспешно, со умилением и сокрушением сердечным.

Чтение Псалтири совершается cразу же после совершения первой панихиды.

Порядок чтения Псалтири следующий. Совершается седмипоклонный начал:

Боже, милостив буди мне грешному (или грешней) — поклон.

Боже, очисти мя грешнаго (грешную) — поклон.

Создавый мя, Господи, помилуй мя — поклон.

Без числа согреших, Господи, прости мя — поклон.

Владычице моя, Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго (грешную) — поклон.

Ангеле Хранителю мой святый, от всякаго зла сохрани мя — поклон.

Святый апостоле (или мучениче, или преподобне отче) (имя), моли Бога о мне грешнем — поклон.

После этого читаются обычные начальные молитвы:

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Трисвятое по Отче наш. Господи, помилуй (12 раз). Слава и ныне. Приидите, поклонимся (трижды).

И читается первая кафизма.

Каждая кафизма делится на 3 части, или так называемых «славы» (см. Псалтирь). После каждой «славы» читается:

Слава и ныне: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды). Господи, помилуй (трижды). Слава: — и следующую молитву: Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего (усопшия рабы Твоея) — имя — (поклон) и елика в житии сем яко человек согреши, Ты же яко Человеколюбец Бог прости его (ю) и помилуй (поклон), вечныя муки избави (поклон), Небесному Царствию причастника (причастницу) учини (поклон) и душе его (ея) полезное сотвори (поклон).

Богородицe Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших (поклон).

Примечание.

По другой практике после каждой «славы» читается молитва: Помяни, Господи Боже наш (поминая, где следует, имя усопшего), помещенная в «Последовании по исходе души от тела» — см. в конце Псалтири.

После заупокойной молитвы: И ныне — и далее чтение следующей «славы» кафизмы.

По окончании каждой кафизмы читается: Трисвятое по Отче наш, покаянные тропари и положенная после каждой кафизмы молитва.

Новая кафизма начинается словами: «Приидите, поклонимся…» (трижды).

.......................................................................................................................

тут можно скачать песнопения ПАНИХИДЫ

----------------------------------------------------------------

>>> Панихида по обиходу Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

вот тут среди сборников есть хороший диск с великой панихидой.

>>> Великая панихида с чтением 17-й кафизмы.  Хор Храма Успения Пресвятой Богородицы. г.Екатеринбург.

 

//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

 

 

«Богоглаголивые апостолы, — говорит св. Афанасий Великий, — освященные учители и духовные отцы… учредили литургии, молитвы, псалмопения и годичные воспоминания об усопших, каковое обыкновение даже доныне усиливается и распространяется». Эти годичные воспоминания (поминовения), о которых писал в IV в. св. Афанасий Великий, впоследствии превратились в так называемые Вселенские родительские субботы.

«Сорокоуст» — это ежедневное поминовение усопшего на полной литургии в течение 40 дней: на проскомидии, на специальной заупокойной ектении после Евангелия и, что особенно важно, после освящения Св. Даров, — с приношением для совершения литургии просфор, вина, елея, свеч и проч. В конце заупокойной литургии поется заупокойная лития.

Св. отцы Церкви с особой силой и убедительностью указывали на благотворное значение для умерших принесения за них бескровной Жертвы за Божественной литургией и молитвенного поминовения их после освящения Св. Даров. «Не напрасно, — говорит св. Иоанн Златоуст, — узаконили апостолы творить пред страшными Тайнами поминовение усопших. Они знали, что великая от сего бывает польза для усопших, великое благодеяние» (Беседа 3 на Флп.). О том же говорит св. Кирилл Иерусалимский (V в.): «По совершении духовной жертвы, бескровного служения… воспоминаем всех прежде усопших, веруя, что великая польза будет душам, о которых приносится моление, когда предлагается святая и страшная Жертва».

Устав совершения панихиды находится в Типиконе, гл. 14. Все молитвословия панихиды находятся в особых книжках: «Последование за усопших» и «Последование парастаса». Молитвословия панихиды также находятся: а) в Октоихе — пред последованием субботы 1-го гласа (иногда и пред субботой 5-го гласа); б) в Псалтири в «Последовании по исходе души». Но в Октоихе и Псалтири не все помещены молитвословия, которые положено петь на панихиде. В Псалтири нет великой ектении, которая имеется в Октоихе, но в Октоихе нет 17-й кафизмы и седальна по 3-й песни. По Типикону, на панихиде не всегда бывает 17-я кафизма (обычно она бывает только на парастасе), а канон поется Октоиха текущего гласа. Чаще всего употребляется канон 6-го гласа: «Яко по суху пешешествовав Израиль» или канон 8-го гласа «Воду прошед».

 Первую панихиду, которая поется в доме умершего, пока он не погребен, нужно петь по особому «Последованию по исходе души», помещенному в конце Псалтири.

«Сборник решения недоуменных вопросов из пастырской практики». Киев, 1903. Вып. 1. С. 71—72.

На парастасе после Аллилуиа и тропарей поются Непорочны, разделяющиеся на 2 статии: на 1-й статии «Блажени непорочнии в путь» — припев: «Помяни, Господи, души раб Твоих». Между статиями — малая заупокойная ектения. На 2-й статии «Твой есмь аз, спаси мя» — припев: «Упокой, Господи, души раб Твоих».

На парастасе тропари канона читаются с двумя припевами: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев» (к первому тропарю) и «Упокой, Господи, души раб Твоих (или: душу раба Твоего)» — ко второму тропарю.

День  поминовения православных воинов установлен также 26 апреля/9 мая определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1994 года.

Такое начало отпуста только в Пасхальную седмицу, а с Фомина воскресения, в Радоницу и до Вознесения — начало воскресного отпуста: «Воскресый из мертвых Христос истинный Бог наш».

В случае чтения Евангелия над усопшим священником или архиереем начало полагается обычное: «И о сподобитися нам слышанию» и проч.

 

 

Гермоген Шиманский
pravoslavie.ru - Литургика: Таинства и обряды

30 / 05 / 2006

 

 

 

 

 

Скачать духовную музыку. Церковное православное песнопение, православная музыка, духовные стихи и молитвы, церковное хоровое пение. Византийские песнопения. Песнопения Древнеримской Церкви, Сербии и Греции. Афонские песнопения. Церковные песнопения в распевах старейших и славнейших русских монастырей. Западная духовная музыка. Русские народные песни. Мантры. И просто хорошая музыка для души и духа.

 

 
На главную
Религии мира
 
«Поделиться этой информацией с друзьями»

Данные кнопки помогают Вам быстро делиться интересными страницами в своих социальных сетяхи блогах. А также печатать, отправлять письмом и добавлять в закладки.

 
# ВКонтакте # Одноклассники # Facebook # Twitter # Google+ # Мой Мир@Mail.Ru # Отправить на email # Blogger # LiveJournal # МойКруг # В Кругу Друзей # Добавить в закладки # Google закладки # Яндекс.Закладки # Печатать #
Рейтинг@Mail.ru  
 
Яндекс.Метрика  
 
 
   
Copyright © Твой Храм. Все материалы расположенные на этом сайте предназначены для ознакомления.