Бог Велес - один из самых почитаемых Богов!
Бог скота, пастушества, богатства, облаков, мудрости, хитрости,
книжности, оберегания, жита, воли, торговли, колдовства, гаданий,
хозяин бесов, вестник богов, проводник умерших душ. Брат-соперник
Перуна, сын Сварога, муж Мокоши.
Имя Велеса восходит к древнейшему корню "вел" со значением "мертвый".
Но поскольку с миром мертвых связывались представления о магической
силе, обладатель которой подчиняет себе людей, то этот же корень
означает могущество и встречается в словах "власть", "велеть",
"владеть","великий".
Велес бог волшебства, мудрости и искусства, покровитель ремесел и
повелитель мертвых. ВЕЛес - бог ВЕДающий и ВЕДущий (ВЕЛикий ВОДчий) для
всех, кто следует путями магии. "Скотий бог" Велес так же следит за
соблюдением договора (а любой договор так или иначе предполагает
доверие). Это он благославляет путешественника и помогает ему в дороге.
Именно Велес открывает тайны ремесла и медицины. Мудрость и волшебные
ремесла, действительно, всегда идут рука об руку. Любимец Велеса -
совершенный человек. Он может быть талантливым ученым, гениальным
поэтом и певцом, непревзойденным мастером по части приготовления
кушаний, лучшим из садовников или лесничим, удачливым крестьянином,
наконец, дельцом.
Велеса современные исследователи (не в старину) называют "скотьим"
богом. Все дело в том, что Велес покровитель скотоводчиства, при этом,
он Бог БОГАТСТВА. А в старину именно по СКОТУ И ОПРЕДЕЛЯЛИ БОГАТСТВО.
Потому его и связывали с богатством - в те времена количеством
домашнего скота...В древности часто расплачивались домашними животными,
слово "скот" имело значение "деньги","имущество" и так же было
показателем богатства; слово "скотолюбие" означало корыстолюбие; "скотник" - финансовый чиновник, стоящий между посадником и старостой; "скотница" - казна. В Древней Руси Велес был и покровителем купцов,
которые в своих договорах часто клялись его именем.
Хозяин иного мира - божество прародитель - в древнейшей мифологии
имеет облик животного, и образ Велеса восходит к образу Медведя как
могущественного божества. С Велесом связано созвездие Плеяд (Волосынь).
Волос - древнее хтоническое (имеющее вид зверя) божество, которое
сохранило имя, происходящее от "волосы", "шерсть", "шерстистый"; бог
сохраняет черты зверя, представляется мохнатым (в южнославянских языках
название шерсти - "вълна" - восходит к тому же корню; другая форма
имени бога - Волос). В таком понимании Волос не является только лишь "скотим богом", а богом-скотом, богом в виде дикого животного.
Соединение этих представлений о боге дает ключ к пониманию слова "волхв" - это языческий жрец, он общается с иным миром, наделен великой
мудростью и поэтическим даром, он - могущественный маг, возможно,
пророк (как известно, с вопросами о будущем люди нередко обращались к
умершим).
Культ Велеса - великого подземного бога, покровителя богатства, владыки
мудрости, колдовства, поэзии, искусств, музыки, повелителя мертвых -
был очень широко распостранен на Руси. Об этом, в частности, говорит
обилие деревень и сел с названиями Велесово, Волосово, Волотово. В
народном фольклоре Велес часто употребляется в значении "пастух", Велес
- "водчий бог". Он же - страж Нави, переносящий души умерших в Навь
(небытие); владелец Перехода и Водчий из мира в мир.
Капище Велеса устанавливается в низине, в густом лесу. Велес
асоциируется с Сосной. Поэтому и идола следует делать из этого дерева.
Согласно исследованиям, более древние славяне были друидами и не позволяли портить деревья, тем более священные. Требы приносились непосредственно к дереву, в которое вселялся Бог. Ибо дерево является живым существом, и представления в такой гуманной к Природе вере не должны требовать причинения вреда священному растению.
Бог-оборотень, хозяин магии и сокровенного, властитель перекрестков.
Одно из его имен Мокос - муж Макоши, богини судьбы - таким образом и
сам Велес, выступающий в сказках, как старик с путеводным клубком - бог
Удачи.
День Велеса - среда, камень - опал или обсидиан, металл - свинец или
ртуть, дерево - ель, сосна, орех или ясень (тис), именно из них следует
делать обереги, посохи, кумиров и прочие предметы, связанные с культом
Велеса. Мифообраз северного бога-волшебника, конечно, несколько иной,
чем в Южной Традиции. Местами устройства жертв Велесу и посвящений ему
являются густые хвойные леса. Зачастую непролазные с покляпыми
деревьями и валежником, Велес волохат и любит мхи да лишайники, а также
грибы, возможно, ставили ему кумир или клали требы на развилке и
перекрестках трех лесных дорог. Три вечнозеленых дерева (часто сосны -
отсюда и "заблудиться в трех соснах") и муравейники - тоже знаки
Велесовы. Если на равнинной местности - то те же перекрестки, но с
одиноким деревом или камнем на них.
На капищах Велеса могли висеть не только грамоты с письменами, как в
легенде, а также скотьи черепа или рога. Вероятно, и сам кумир Велесу
увенчивали рогами - еще и отсюда его отождествление с Сатаной, или
кривой палкой. Велесу жертвовали медью, ибо он - бог благополучия и
достатка, шерстью и мехом, а также возливали пивом и квасом - теми
напитками, которые он научил людей готовить по одной из легенд.
Изображения кумиров Велеса могут содержать изображения того же рога
(или быть рогатыми), а также мертвую человечью голову в руке бога.
Кумиры Велесу, согласно реконструкции Д.Громова, ставили не на вершине
холмов, а на склоне или в низине, ближе к водам. Его, Велесовы, дни
праздновали особо торжественно 22-24 декабря, 31 декабря, 2 и 6 января
- в дни Николы Зимнего, 24 февраля просили "скотьего бога" сшибить рога
с Зимы. А также чтили его и в дни чествования Николы Вешнего - 22 мая
(Ярилин день, семик). 12 июля - когда ставят первый сноп и начинают
косить, заготавливая сено для скота. Между 18 и 20 августа Велесу
завивали клок на убраном поле "на бородку" - Николина борода.
Велес может перевоплощаться в диких зверей и представать в их виде. Так
во время ритуала, можно заметить его присутствие: в виде волка, собаки,
грача или ворона, полоза или ужа.
|