Православие в прямом смысле слова есть в отличие от ложного
правильное (правое)вероучение. Именно в этом значении это слово
употребляется с эпохи Вселенских Соборов (IV-VIII вв.), когда
представители всех церквей, ограждая христианское учение от
искажающих его идей (религиозных и философских), доктрин,
формулировали положение изначальной веры.
А) Священное
предание.
Хотя все христианские исповедания основываются на
Библии, понимание ее и христианского учения в целом различно у
христиан разных ветвей. Критерием верного понимания Священного
Писания для католиков является слово папы, для протестантов -
убеждение основателя данной конфессии, того или иного богословия и
даже личное мнение самого верующего, для православных единственно
достоверным критерием является так называемое Священное предание.
Священное Предание - это традиция духовной жизни, передаваемая из
поколения в поколение и из века в век, и соответствующее ей
понимание Библии, всех основных истин веры и принципов христианской
жизни. Именно Священное Предание позволило православию сохранить
верность изначальному христианству.
Б) Спасение.
Основная идея
христианской религии - спасение человека от того, что порождает
несчастья, страдания, болезни, войны, смерть, все зло в мире.
Христианство утверждает, что спасение открыто Иисусом Христом,
который, будучи Сыном Божиим, воплотился и стал Человеком, через
добровольные страдания на Кресте умертвив греховность природы
человека и воскресив ее для вечной жизни. Спасение - в вере в него.
Это общее христианское положение различно интерпретируется в разных
христианских исповеданиях: православии, католичестве,
протестантизме. Различия относятся к следующим трем главным
положениям в учении о спасении: искуплению или значению крестной
жертвы Иисуса Христа; Царству Божию как цели спасения человека;
духовной жизни как условию спасения человека.
В) Полицентризм
православной церкви.
Православные церкви сохраняют ранние
христианские традиции полицентризма, т.е. принадлежат к нескольким
церквям. В настоящее время насчитывается 15 автокефальных
(самостоятельных) православных церквей: Константинопольская,
Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская,
Сербская, Болгарская, Кипрская, Элладская (греческая), Румынская,
Албанская, Польская, Чехословацкая, Американская. Для всех
православных церквей является общим вероучение, культ и каноническая
деятельность.
Г) Символ веры.
Основу православного вероучения
составляет Никео-Царьградский символ веры, принятый на первых двух
Вселенских соборах. Последующие пять соборов вносили определенные
уточнения и разъяснения в формулировку Никео-Царьградского символа
веры. Этот символ веры был утвержден в виде 12 членов (параграфов),
содержащих догматические формулировки основных положений вероучения
о Боге как творце, о его отношении к миру и человеку, о триединстве
Бога, боговоплощении, искуплении, воскресении из мертвых, спасающей
роли церкви.
Д) Догматическое вероучение.
Православные верят в
единого Бога, сотворившего весь мир, в том числе и человека. Этот
Бог, по православным понятиям, представляет собой тождество трех
равноправных лиц: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого; в
первородный грех, который совершили первые люди Адам и Ева; во
второе пришествие Иисуса Христа - Бога Сына, который вочеловечился
(т.е. принял человеческий облик, родившись путем непорочного зачатия
от Девы Марии) и добровольно принес себя в жертву за грехи
человечества и придет снова во второй раз в силе и славе, чтобы
судить живых и мертвых и установить свое вечное царство на земле,
как и на небе. Православные верят в бессмертие души. Они считают,
что в загробной жизни души людей в зависимости от того, как прожил
человек земную жизнь, попадают в рай или ад, где пребывают души
умерших до страшного суда. По православному вероисповеданию добиться
спасения можно только в рамках церкви, которая является "мистическим
телом Иисуса Христа", посредником между Богом и человеком.
Е)
Таинства.
В православии с догматическим вероучением тесно связана
система культовых действий. Основы этих культовых действий
составляют семь главных обрядов - таинств: крещение, причащение,
покаяния, миропомазание, брак, елеосвящение, священство.
1.
Таинство крещения совершается над всеми, кто становится
христианином. Крестящегося три раза погружают в освященную воду. (В
исключительных случаях допускается крещение не при помощи
погружения, а в виде обливания водой.) В православной церкви
таинство крещения традиционно проводится над младенцами, но не
запрещается крещение и взрослых людей.
2. Таинство миропомазания
совершается после крещения. Ароматическим маслом (мирром)
крестившемуся смазывают лоб, глаза, уши и другие части тела.
3.
Таинство покаяния совершается в форме исповеди - подробного рассказа
о совершенных грехах.
4. Таинство причащения является центральным
событием в ходе литургии, во время которого верующие вкушают тело и
кровь Иисуса Христа (под видом хлеба и вина).
5. Таинство брака
было установлено для освящения семейной жизни и благословения
супружеского союза Церковью. Оно совершается во время обряда
венчания.
6. Таинство елеосвящения производится над больными для
того, чтобы на них снизошла исцеляющая благодать. При елеосвящении
(соборовании) читаются молитвы и освященным маслом (елеем) смазывают
лоб, щеки, губы, руки и грудь больного.
7. Таинство священства
связано с возведением верующего в сан священнослужителя. Помимо
совершения таинств православная культовая система включает в себя
молитвы, поклонение кресту, иконам, реликвиям, мощам и святым.
Христианство >>1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. |