Статьи  
 

 

Этот мир создан майей.

 

Маха-майа. Могущество иллюзорной энергии.

Этот мир создан иллюзией - майей.

Процесс творения изложен в 25ой главе Мадхья-лилы. Взгляд Господа оплодотворяет материальную природу бесчисленными дживами, которые снова возвращаются в тело Господа после разрушения материальной вселенной. Частичное воплощение Бхагавана в форме Махавишну появляется в тот момент, когда у Него возникает желание творить. Сама по себе пракрити (материальная энергия) инертна и не имеет желаний (вопреки мнению философов санкхьи, которые считают пракрити конечной причиной сотворения мира). Пракрити обретает творческую потенцию от Бхагавана подобно тому, как железо приобретает способность воспламенять предметы от огня. Пракрити всего лишь вторичная причина творения.

Махавишну (Каранадакашайи Санкаршана) приводит майю в движение, бросая на нее взгляд. Он покоится на водах Карана-самудры, Причинного Океана. Из Его взгляда, подобно лучам солнца, исходят бесконечные дживы, и этот взгляд приводит к тому, что изпракрити появляются бесконечные вселенные брахманды. Его взгляд принимает форму Шамбху и сливается воедино с пракрити во вселенском половом акте. Первой в процессе творения создается махат-таттва, из которой один за другим возникают ложное эго аханкара, пять элементов, их атрибуты танматры, чувства, которые вместе взятые порождают этот мир. Махат-таттва, порожденная пракрити, состоит из саттвы, раджаса и тамаса с преобладанием саттвы и раджаса. Атрибутом саттвы является знание, а атрибутом раджаса деятельность (ШБ 2.5.23) . Таким образом махат наделен разумом и способностью к деятельности.

На уровне индивидуальной души махат представляет собой буддхи. Поскольку махат или буддхи представляет собой порождение пракрити, насыщенное энергией взгляда Махавишну, вселенского сознания, махат-таттва не лишена сознания. Она представляет собой смесь сознающего и бессознательного начал, чид-ачит мишра. Эта концепция махата-таттв совпадает с аналогичной концепцией санкхьи, где махат отражает сознание пуруши и потому кажется сознающим.

Аханкара появляется непосредственно их махат-таттвы и тоже одновременно наделено сознанием и бессознательно чид-ачин-майа (Уддхава гита 11.9.12). Аханкара является порождением тамаса-буддхи, разума в невежестве. Оно появляется, когда изначальное незамутненное сознание живого существа соприкасается с махат. Из саттвика аханкары появляется ум, из раджаса аханкары органы чувств, а из тамасика аханкары танматры, которые затем преобразуются в грубые физические элементы.

Таким образом, представления о творении напоминают представления санкхьи, однако есть принципиальное отличие в санкхье пракрити считается независимой, самостоятельной таттвой, тогда как здесь она рассматривается всего лишь как внешняя энергия Бхагавана. В санкхье пракрити является как вещественной так и действенной причиной мира, ибо пуруша бездеятелен и неизменен, тогда как согласно Господу Чайтанье, Параматма в Своем частичном проявлении Махавишну является истинной причиной сотворения мира. Бесчисленные брахманды исходят из тела Махавишну и в каждую из них входит Махавишну. Входя в нее, Он обнаруживает ее пустой и безвидной, Он хочет возлечь в ней и потому наполняет вселенную потом, исходящим из пор Его тела.

Отсюда следует паринама-вада Чайтаньи теория творения, в соответствии с которой этот мир представляет собой паринаму трансформацию Брахмана, но не Виварту иллюзорную, кажущуюся форму Брахмана, которой на самом деле не существует. Согласно адвайте, мир это всего лишь иллюзорное порождение Брахмана, подобно тому как змея иллюзорное порождение веревки, а серебро иллюзорное порождение перламутра.

Шастры подтверждают паринама-ваду: Веданта-сутра 1.4.2 6 Брахман одновременно является действенной и вещественной причиной мира. Сарвам кхалв идам брахман - подтверждает это.

Последнее утверждение приемлется и Шанкарой, который говорит, что этот мир и есть Брахман в истинном смысле. Однако сейчас он кажется не-Брахманом.

И Чайтанья и Шанкара придерживаются саткарьявады представления о том, что следствие в том или ином виде должно имплицитно содержаться в причине. Иначе говоря, следствие есть сат истинное, тогда как асаткарьявади утверждают, что следствие может быть асат несуществующим в причине. Согласно пранамаваде превращение причины в следствие реальное превращение, тогда как вивартавада подразумевает лишь кажущееся превращение причины в следствие и следствие само по себе иллюзорно. Однако само по себе это утверждение является нелогичным, так как отрицает саткарьяваду, признаваемую Шанкарой, ибо согласно саткарьяваде причина и следствие не могут иметь принципиально разную природу, то есть одна быть реально существующей, а другое иллюзорным.

Анализ шанкаритской аналогии: веревка-змея перламутровая раковина-серебро. Согласно Шанкаре, Брахман является как вещественной, так и действенной причиной мира. Ни веревка ни раковина не являются ни вещественной ни действенной причиной существования змей или серебра.

Весь этот мир, по Шанкаре, проявление агьяны (основного атрибута майи), невежества, точно так же, как согласно санкхье, весь этот мир суть различные проявления принципа пракрити. Что же такое агьяна? Является ли она объективно существующей, или ее существование субъективно. По мнению некоторых посделователей Шанкары, она существует объективно и является материальной причиной мира. Однако признание объективности существования агьяны вносит двойственность в этот мир, который должен быть ничем иным как кажущимся проявлением единой субстанции Брахмана. Основная цель адвайта-веданты низвести эмпирический мир до положения нереальности и устранить агьяну с помощью истинного знания. Однако если агьна объективно существует, то каким образом знание может устранить нечто реально существующее?

Поэтому агьяну следует считать, говорят адвайтисты, не чем иным как невежеством. Но если это невежество, то чье оно? Оно не может быть невежеством индивидуальной души, потому что индивидуальная душа сама является продуктом невежества. Оно не может быть невежеством Брахмана, потому что Брахман это суть чистое знание. Поэтому в конце концов нам приходится заключить, что это невежество просто не существует. Мир, вне всякого сомнения, является порождением невежества, но еще большим невежеством является мнение о том, что это невежество реально существует. Если считать это невежество реальным, то для объяснения его существования нужно прибегнуть к концепции другого невежества, что приводит дурной бесконечности. Но если так, если невежества нет, то откуда взялся этот мир? Ответ: А его и нет. Только кажется, будто он есть. Поэтому майю называют анирвачания не поддающаяся описанию.

Один из основных аргументов, на которых основана теория иллюзии, заключается в том, что каждому из нас приходилось видеть нечто иллюзорное, того, чего на самом деле не существует. И поскольку между восприятием иллюзорного объекта и восприятием реально существующего объекта нет, в сущности, никакой разницы, можно считать все объекты иллюзорными, не существующими реально. Однако сам этот аргумент основан на существовании разницы между иллюзорным восприятием и реальным опытом, то его невозможно принять. Максимум, что мы можем допустить, это предположить, о другие объекты, которые мы воспринимаем, тоже иллюзорны, но на сто процентов в этом никогда нельзя быть уверенным.

Однако даже если допустить, что все объекты видимого мира иллюзорны, все равно необходимо доказать еще и отсутствие реального существования нашего восприятия: мы можем отрицать существование какого-либо предмета, но как мы можем отрицать тот факт, что мы его видим?

Таким образом, мир можно считать иллюзорным, но невозможно отрицать реальное существование самой иллюзии. Абсолютное отрицание это миф, ибо для самого существования отрицания необходимо существование некой позитивной основы. Мир можно считать несуществующим, но факт его воздействия на нас несомненен, а следовательно, необходимо найти источник. Адвайтисты соглашаются с этим: Существование иллюзии, появившейся на свет, несмотря на то, что Брахман чист и неизменен, которая создает ложные ценности, объяснить невозможно.

Паринамавада Чайтаньи и Парнамавада в обыденном понимании, отличаются друг от друга. В обыденном понимании паринама трансформация вещественной причины мира. В санкхьи это изменения, происходящие в пракрити, в вишиштадвайте изменения, происходящие в Самом брахмане, но согласно Чайтанье, Брахман создает мир из себя, но сам при этом остается неизменным и неделимым.

Источник - Vedaclub.org

 

На главную
 
отв сссылка - https://vedaclub.org/blog/938
Рейтинг@Mail.ru  
 
Яндекс.Метрика  
 
 
   
Copyright © Твой Храм. Все материалы расположенные на этом сайте предназначены для ознакомления.